Статья-рассуждение о том, стоит ли прощать российскому АвтоВАЗу огромные долги. Почему предприятие не может эффективно развиваться? В конце статьи — видео о неизвестных машинах «АвтоВАЗа».
Содержание статьи:
- Убытки предприятия
Списания долгов
Хитрое распределение денег
Россияне оплатят долги «АвтоВАЗа»
Кто виноват и что делать
Видео о неизвестных автомобилях «АвтоВАЗа»
Сколько анекдотов и шуток было придумано о продукции «АвтоВАЗа». Казалось бы, в России есть крупный автопроизводитель, и машины новые появляются, а выйти на прибыль завод не может. Мало того, долги ежегодно накапливаются и их периодически списывают. Вот и сейчас решено списать 20 млрд. рублей долга. Что это даст? Улучшит ли это работу автоконцерна? Что вообще делать с этим заводом, чтобы он стал прибыльным?
Ситуация аховая, убытки колоссальные
За прошлый год консолидированный чистый убыток «АвтоВАЗа» увеличился втрое (до 73,8 млрд. рублей). Это новый антирекорд. При этом доход снизился на 8% — до 176 млрд. рублей (если сравнивать показатели с 2014 годом). К тому же «АвтоВАЗ» не смог выполнить важные условия кредитных банковских договоров. Речь идет о коэффициенте финансового рычага, размере EBITDA, ликвидности и рентабельности. Задолженность по кредитам превышает 36 млрд. рублей.
Причины такой плачевной ситуации разные: падение спроса на авто, ослабление рубля, подорожание деталей машин, общее падение российского авторынка.
Аудиторы Ernst&Young уточнили, что существует реальная возможность приостановки деятельности автопредприятия. Автогигант ведет переговоры с целью списания имеющегося долга и привлечения дополнительных средств.
Финансовая яма, в которой оказался российский автопроизводитель, сформировалась не вчера. Деятельность «АвтоВАЗа» является убыточной уже многие годы. Но предприятие сильно подкосило уменьшение спроса на автомобили в связи с кризисом. В прошлом году на заводах Тольятти и Ижевска было выпущено всего 468,5 тысячи авто четырех брендов (Lada, Datsun, Nissan, Renault). Это на 19% меньше показателя 2014 г. Эксперты утверждают, что в 2016 году производство «АвтоВАЗа» упадет еще на 13 процентов (до 405,5 тысяч машин).
Renault (ключевой акционер «АвтоВАЗа») за прошлый год получил 620 млн. евро убытка от участия в российском автопредприятии. Но все акционеры заявляют, что попытаются докапитализировать «АвтоВАЗ».
Долги спишут
На днях гендиректор «Ростеха» Сергей Скворцов заявил, что ОАО «АвтоВАЗ» задолжал «Ростеху» 51 млрд. рублей. При этом он предложил простить автогиганту 20 миллиардов рублей, а остальные 31 миллиард конвертировать в капитал автоконцерна.
Следует отметить, что государственному «Ростеху» принадлежит блокировочный пакет акций «АвтоВАЗа». Также акционером российского автопроизводителя является альянс Renault-Nissan.
Окончательное решение о списании долга должны принять российское правительство и альянс Renault-Nissan. Это произойдет не раньше сентября. По словам Скворцова, бюджет РФ в нынешних условиях не может оказать адресную помощь автоконцерну. Поэтому рассчитывать на большие поступления не следует. Если правительство и решит помочь, то это будет касаться всего автопрома, и доля «АвтоВАЗа» в этом случае будет зависеть от его доли рынка.
Также Скворцов отметил, что «Ростех» и дальше готов оказывать финансовую помощь автогиганту. Аналитики считают, что до 2018 года роста спроса на автомобили точно не предвидится. Возможно, только с 2020 года автопредприятие сможет выйти на прибыльную работу.
Деньги распределяются по-хитрому
23 июня 2016 года состоялось ежегодное собрание акционеров автокомпании. Сначала обсудили технические моменты, а потом перешли к финансовым вопросам. И тут, надо сказать, прозвучало много интересных предложений.
Изначально акционеры планировали одобрить получение кредита от альянса Renault–Nissan на сумму (тут внимание!) 20 миллиардов рублей. Эти деньги должны были пойти на расчеты с основными поставщиками предприятия. Поражает тот факт, что параллельно с этим госкомпания «Ростех» списала 20 млрд. руб. с «АвтоВАЗа», а 31 миллиард, как было сказано выше, направила на докапитализацию предприятия.
У каждого здравомыслящего человека возникнет резонный вопрос: зачем надо было прощать часть долга, если эти деньги можно было направить на докапитализацию, заставив других акционеров, которые не хотят размывать свою долю, поступить точно так же, т.е. увеличить сумму собственного вклада? Это улучшило бы работу завода, который сейчас сильно нуждается в реальных деньгах. Если бы альянс отказался от пропорциональной докапитализации, «Ростех» увеличил бы свою долю в акционерном капитале. Причем без дополнительных вложений!
Однако «Ростех» выбрал неоднозначный (и для многих непонятный) путь. Скорее всего, существуют какие-то негласные договоренности с французскими акционерами, о которых обычному обывателю не известно.
Интересен и другой факт. «АвтоВАЗ» кредитовался у ВЭБа под 11 процентов годовых. Альянс Renault–Nissan дает 20 миллиардов под 11,5%. Почему автоконцерн идет на это? Тоже очень странно!
Лучше было бы договориться с ВЭБом о продлении кредитной линии. Причем никаких сложностей не возникло бы, банк выделил бы деньги, так как «АвтоВАЗ» находится под государственными гарантиями, а ВЭБ — госбанк. В этом случае автопроизводитель смог бы сэкономить до 100 миллионов рублей в год. Неужели эти деньги помешали бы «АвтоВАЗу»?
Но и на этом неожиданности не заканчиваются. Как было сказано выше, альянс Renault–Nissan выдает кредит для погашения задолженности перед… собственными поставщиками! Перед теми компаниями, которые поставляют детали для сборки Nissan Almera, Renault Logan, Largus и Lada XRay. Согласитесь, довольно хитрая схема. Скорее всего, альянс просто стремится переложить на российский автоконцерн тот долг, который он мог бы сам погасить, будучи контролирующим акционером автопроизводителя.
Нужно ли списывать долги?
На этот вопрос должен ответить каждый россиянин самостоятельно. Да, именно так. И причина тут проста. «Ростех» — это государственная компания, таким образом долги компании автоматически ложатся на плечи налогоплательщиков.
Списание долгов перед госкомпанией означает, что каждый житель страны из своего кармана заплатит конкретное количество денег. Если 20 миллиардов разделить на всех жителей России, то получится примерно 150 рублей. Казалось бы, сумма небольшая, но ведь и госкомпаний у нас много, и многим из них списывают долги.
Наверное, многие россияне готовы заплатить эти деньги. Но при этом важно понимать, что они получат взамен. Гордость отечественного автопрома с многомиллиардными долгами, которые через пару лет снова придется списывать? Ведь кто может гарантировать, что с 2020 года деятельность «АвтоВАЗа» станет прибыльной? Кто может пообещать, что российский автопроизводитель не будет постоянно тянуть деньги из карманов обычных налогоплательщиков, а станет приносить прибыль и развивать свою страну?
На данный момент есть только колоссальные убытки и массовые сокращения, которые могут привести к социальному взрыву. В 2014 г. под сокращение попали 14 тысяч работников, в прошлом году уволили еще 2 тысяч, в этом собираются сократить примерно столько же. Мало того, в январе 2016 года была на 20% уменьшена зарплата на заводе.
Сейчас персонал «АвтоВАЗа» составляет 43 тысячи сотрудников. В Тольятти проживает 700 тысяч человек. Если завод закроют, в регионе будет массовая безработица. Это сильно накалит градус социального негодования, который и так достаточно высок.
Таким образом, и закрывать убыточное предприятие нельзя, но и работать все время в убыток – это безумие. В какой-то момент это все равно приведет к коллапсу.
Что же делать?
Это извечный вопрос, на который нет однозначного ответа. Создаются хорошие программы развития предприятия, приглашаются иностранные специалисты, государство выделяет огромные деньги. Мало того, сам президент периодически совершает маркетинговые ходы в поддержку отечественного автопрома, но почему-то воз и ныне там.
Следует отметить, что многие люди действительно прилагают огромные усилия, чтобы российские автомобили смогли на равных конкурировать с иномарками. Но существуют многочисленные проблемы, которые не дают этого сделать.
Какие же шаги можно предпринять для улучшения работы «АвтоВАЗа»?
Следует увеличивать объем продаж авто. Причем как по новым моделям, так и по тем автомобилям, которые давно производятся. В кризис это сложно сделать, но нет ничего невозможного. Необходимо предлагать более гибкую ценовую политику, активнее работать с покупателями и дилерами, правильно пиарить новые бренды, повышать имидж завода и каждой марки выпущенного авто.
Следует по возможности заменить зарубежных поставщиков на отечественных. В новых моделях (Vesta, XRay) используется очень много иностранных комплектующих. Но тут нужно действовать грамотно. Казалось бы, наличие иностранных комплектующих повышает стоимость машин, ведь все детали закупаются в валюте, но при этом автомобили на зарубежных деталях отвечают европейским стандартам качества. Нужно понимать, что локализация производства – это очень трудная задача, требующая много времени. Но в перспективе она принесет свои плоды.
Следует активно продвигать отечественные автомобили за рубежом. Это сложная задача, так как конкуренция огромная, но вполне посильная.
На заводе можно производить компоненты для автомобилей других производителей. Мощности и кадровый потенциал позволяют это делать.
Необходимо оптимизировать издержки. Без этого, увы, никуда. Только весь процесс оптимизации не должен сводиться к массовым увольнениям и сокращению продолжительности рабочей недели.
Сделать работу автоконцерна прибыльной пытались все его руководители. Но по разным причинам они не смогли этого сделать. Помимо явных проблем, есть еще и скрытые. Автомобильная промышленность в нашей стране сильно коррумпирована. По слухам, причиной увольнения Андерссона стали его попытки убрать коррумпированных поставщиков, которые только наживались на работе автозавода.
Многие эксперты утверждают, что одной из основных проблем «АвтоВАЗа» являются закоренелые преступные структуры. Еще со времен СССР определенные люди контролировали весь процесс (от продажи деталей до реализации авто). Причем с этими людьми никто не хотел связываться. Сейчас ситуация фактически не изменилась. Бу Андерссон решил бороться с криминалитетом.
Он не заключил контракты с некоторыми поставщиками, которые не смогли поставлять комплектующие вовремя и по низким ценам. Однако эти люди не собирались отступать и всеми силами дискредитировали руководителя «АвтоВАЗа». В итоге Андерссон ушел.
Эту проблему тоже нужно решать, иначе коррупция никогда не позволит автопроизводителю стать прибыльным.
Новый директор автогиганта Николя Мор придумал изящное решение, как увеличить объемы продаж в России. Он понимает, что финансовое положение россиян не очень хорошее, поэтому хочет выпускать на «АвтоВАЗе» автомобили стоимостью 3500 евро. По мнению руководителя автоконцерна, такие доступные и качественные машины – это именно то, что нужно отечественному потребителю в кризис.
Речь идет об ультрадешёвом хэтчбеке Renault Kwid, который был сделан в Индии. Такой автомобиль стоит всего 3500 евро, поэтому его сможет купить каждый россиянин. Вполне вероятно, что скоро подобные машины начнут собираться на российском заводе.
Николя Мор осознает всю сложность сложившейся ситуации, но надеется, что сможет вывести автозавод на стабильную прибыль.
Долг в 20 миллиардов, скорее всего, спишут. Однако хочется верить, что при этом будет проведена серьезная работа по модернизации производства, оптимизации издержек, улучшению качества продукции при сохранении низкой цены. Только в этом случае «АвтоВАЗ» станет флагманом российского автопрома, который будет прославлять Россию во всем мире и приносить деньги в бюджет. Пока же, увы, он только их забирает…
Видео о неизвестных автомобилях «АвтоВАЗа»:
Источник: