Международный сервис поиска автомобильных попутчиков (карпулинга) BlaBlaCar — крупнейший в России, почти монополист. Так что нет ничего удивительного, что его используют не только для легальных поездок, но и для сомнительных целей.
В российских судах — сотни дел о наркоперевозках через BlaBlaCar. А у конкурентов — много претензий к популярному сервису. В Минтрансе даже появилась рабочая группа, призванная урегулировать деятельность BlaBlaCar.
Теперь и сама компания предупреждает: в следующем году у пользователей будут требовать паспортные данные — сейчас для регистрации нужны только номер телефона и почта (или данные соцсетей).
Инфо24 поговорил с представителями BlaBlaCar, членами рабочей группы Минтранса и другими игроками рынка, а также почитал уголовные дела, в которых фигурирует сервис, чтобы понять, с чем столкнулся крупнейший карпулинговый сервис страны.
Плюшевая собачка и тортик в колонию
В судебной базе Sudact.ru есть всего 13 решений судов, в которых название BlaBlaCar в различном написании встречается вместе с аббревиатурой «ДТП». При этом сочетаний бренда со словом «наркотики» там можно найти сразу 50. Ресурс Росправосудие предлагает немного другую статистику — 318 упоминаний о ДТП и 202 — о наркотиках.
Там же можно найти и масштабный уголовный процесс по наркотрафику через BlaBlaCar — по нему проходили десятки человек из разных городов. Наркотики доставлялись из Ростовской области в Волгоград и развозились по городу зарегистрированными в сервисе водителями, которые, вероятно, ничего не подозревали. Им давали посылки с мягкими игрушками, компьютерами и картинами, внутри которых и содержались дозы — один наркокурьер просил водителя довезти посылку до определенного адреса, а другой ее получал и распродавал содержимое.
«За данную работу [девушка-наркокурьер] получала по 60 тысяч рублей в месяц на Qiwi-кошелек. Очередную партию она получила примерно в середине мая посылкой, через водителя, которого нашли через программу BlaBlaCar, посылка была в виде плюшевой собачки», — говорится в материалах Дзержинского районного суда Волгограда из базы Росправосудие.
В итоге только по одному из дел, связанных с данной сетью, в 2015 году сроки получили пять человек. Но есть и более свежие истории.
В феврале 2018 года Курганский городской суд приговорил уже отбывающего наказание в колонии гражданина к 6,5 годам лишения свободы (правда, в совокупности с предыдущими преступлениями) за то, что он, в том числе с помощью водителя BlaBlaCar, пытался доставить 80 граммов гашиша прямо в тюрьму.
Мужчина заказал партию дилеру из Тюмени, а тот положил наркотики в торт «Птичье молоко», нашел через сайт BlaBlaCar пользователя, ехавшего в Курган, и попросил его доставить лакомство «на день рождения маме». Торт с сюрпризом получила жена заказчика, которая должна была обеспечить дальнейшую передачу сладкого подарка в колонию, но ее задержали.
И таких историй — еще сотни. При этом официально передача посылок в BlaBlaCar запрещена. Вот выдержка из правил пользования сервисом: «Запрещается бронирование места для транспортировки каких-либо предметов, документов, посылок или материальных ценностей».
Как работает BlaBlaCar
BlaBlaCar — это крупнейший в мире сервис карпулинга — поиска попутчиков для совместных автомобильных поездок, в основном междугородних. Сервис появился во Франции в 2006 году, в России он работает с 2014 года.
Устроено все так: водитель дает объявление через сайт или приложение, клиент бронирует поездку и связывается с ним, обговаривая детали. По прибытии на место попутчик расплачивается за поездку.
Сервис получает прибыль за счет комиссии, которая взимается с пассажиров в ряде западных стран (Франция, Германия, Испания, Польша, Великобритания и др.). С октября 2018 года сервис ввел платное бронирование и в России для поездок свыше 120 км.
По данным на 2017 год, BlaBlaCar действовал в 22 странах. За все время сервисом воспользовались порядка 50 млн человек.
В 2015 году компания отчиталась о прибыли в 80 млн евро. Предполагается, что в течение следующих нескольких лет сервис может выйти на IPO.
Все удалить или проверять паспорта?
Последние полгода власти пытаются урегулировать деятельность сервиса. Например, при Минтрансе создана рабочая группа: в нее вошли транспортные компании, которым не нравится, что BlaBlaCar отнимает у них 20-25% пассажиров. Поэтому некоторые члены группы выступают даже за полную блокировку сервиса — лишь бы в стране стало безопаснее.
Кроме того, как отмечает источник Инфо24, близкий к рабочей группе, еще недавно здесь ходили слухи о намерении сервиса собирать у пользователей персональные данные. Сейчас для регистрации требуются только электронная почта и мобильный телефон.
Источник Инфо24 в BlaBlaCar несколько месяцев назад утверждал, что сервис действительно планирует усилить идентификацию пользователей — обсуждался, например, вариант с загрузкой в мобильное приложение фотографии паспорта.
И, наконец, официально в пресс-службе BlaBlaCar ответили следующее: в ближайшее время сервис будет внедрять дополнительные механизмы для персонализации пользователей и обеспечения их безопасности.
«Например, запустим верификацию по документам — ID-check. Мы допускаем, что этим документом может быть паспорт, но окончательное решение еще не принято. По срокам — точнее чем «в ближайшее время» сказать не можем. Но это произойдет в 2019 году», — сказал представитель компании.
В то же время в компании напоминают, что именно они стали инициатором госрегулирования карпулинга. И сервис настаивает, что даже сейчас поездка на BlaBlaCar является более надежной, чем на официальном городском наземном транспорте и некоторых междугородних автобусах, которые подбирают случайных пассажиров вдоль трассы.
«Доступ к BlaBlaCar может получить любой зарегистрированный и верифицированный по номеру мобильного телефона и электронной почте пользователь. Этой информации достаточно, чтобы в случае необходимости правоохранительные органы могли оперативно установить фактические данные всех участников любой поездки, совершенной с помощью сервиса», — пояснил собеседник.
Однако источник Инфо24 в рабочей группе при Минтрансе парирует: а что если купить «левую» sim-карту, зарегистрироваться, связаться с водителем сервиса и попросить просто передать посылку? Возможно, так и действовали злоумышленники из уголовных дел о наркотрафике.
Еще один член рабочей группы, президент Ассоциации работников транспорта и туризма Ирина Ал-Зирки считает, что есть угрозы и для тех, кто пользуется услугами транспортных компаний, зарегистрированных через BlaBlaCar. Она напоминает, что BlaBlaCar предлагает свои услуги не только обычным водителям, но и компаниям-перевозчикам, с которых впоследствии взимается плата за доступ к новым клиентам.
Для этого BlaBlaCar создает так называемые профессиональные аккаунты. Однако, отмечает эксперт, уже были случаи, когда лицензированные компании добавляли в свои аккаунты нелегальных частников — внешне это выглядело как регистрация в сервисе еще одного автомобиля. И чтобы обеспечить безопасность хотя бы пассажирам транспортных компаний, Ал-Зирки предлагает обязать сервис сотрудничать только с легальными перевозчиками.
«Одна из основных задач рабочей группы — перевести BlaBlaCar в статус агрегатора. И необходимо обязать агрегатор в профессиональных аккаунтах работать только с лицензированными перевозчиками. Лицензия автоматически предполагает подключение к ГЛОНАСС, передачу данных пассажиров в надзорные органы и соблюдение других аспектов законодательства», — отметила эксперт.
Про ежика и другие истории
Инфо24 также поговорил с несколькими пользователями сервиса о странных поездках и услышал несколько необычных историй: например, о том, как люди пытаются подсадить вместо себя другого человека или сами ездят «под кайфом».
Журналистка Даша Васильева много раз пользовалась BlaBlaCar, так что очередная ночная поездка к родителям из Москвы в Елец не должна была стать чем-то из ряда вон. Однако рейс буквально «превратился в треш» из-за странного попутчика.
«Парень сидел на переднем сиденье и не затыкался всю дорогу. Ровно три часа он рассказывал историю о том, как несколько лет назад встретил на улице ежа и тот его укусил. Каждый раз он взволнованно и очень эмоционально оборачивался к пассажирам сзади и говорил: «Ежа увидел! Настоящий ё-ё-ё-ёж!» Всю поездку он стучал зубами, орал эту историю и просил водителя включить свою музыку, более веселую. Когда мы останавливались на заправках, он пил из полторашки с водой и шмыгал носом. Типичный наркоман. Он не давал спать никому, постоянно требовал внимания, а водитель ничего не мог сделать. Потому что попутчик, каким бы он ни был, это деньги. Худшая поездка в моей жизни, но никогда не угадаешь, с кем проведешь в дороге несколько часов», — рассказала она.
Похожую историю мы нашли в блоге на Яндекс.Дзен «Записки на коленке» — девушка рассказала о том, как они с мужем ехали из Ростова-на-Дону в Краснодарский край и решили подобрать через сервис трех молодых людей. С виду они были адекватными, а на поверку оказались то ли наркодилерами, то ли наркоманами.
«Ехали мы достаточно весело, общались, травили байки, но все это продолжалось только до ближайшего поста ГАИ на границе Ростовской области и Краснодарского края… На посту нас остановили полицейские, так как мы ничего не нарушали, то решили, что у нас просто проверят документы, но… После проверки документов полицейский сразу в лоб спросил: «Кто в машине?». Муж честно ответил, что жена и попутчики с BlaBlaCar. После этого к нам подошли еще четверо полицейских, которые попросили всех ребят выйти из машины. Мы конечно недоумевали, что произошло. Парней досматривали, причем один из них явно задергался… Остальные были просто растеряны. Заволновавшегося парня тут же схватили за карманы, где оказался шприц, но трусил он серьезно, весь дрожал. Потом досмотрели все вещи пассажиров. Нас с мужем не трогали и вещи не смотрели. Пока продолжался досмотр, мне удалось пообщаться с одним из полицейских. Оказывается, на этом участке дороги в каждой пятой машине с BlaBlaCar попадается наркокурьер», — написала девушка.
Пиарщик Александр Столяров рассказал, что сам некоторые время подрабатывал водителем BlaBlaCar. По его словам, ему порой звонили не те, кто изначально регистрировался для поездки. Но таких он не подвозил.
«А один раз я через этот сервис подвез двоих из Питера. Был и третий, который тоже подавал заявку через сайт, но он не пришел вовремя. А потом позвонил якобы его брат и попросил его встретить на вокзале в Москве и даже предлагал за это 500 рублей. Мутная какая-то история, я отказался», — отметил молодой человек.
Впрочем, не всегда попытка посадить в машину другого человека вместо себя — это «мутная история». Так, преподаватель журфака МГУ Михаил Эдельштейн говорит, что регулярно отправляет в поездку свою тещу, хотя в качестве пассажира на сайте регистрируется он сам. По его словам, родственница просто не умеет пользоваться интернетом.
Обозначить границы
Попытки установить рамки для работы сервиса (а то и вовсе запретить его) предпринимаются уже давно. В августе 2017 года прокурор Тимашевского района Краснодарского края обратился в суд, попросив запретить «распространение информации на сайте BlaBlaCar».
По его мнению, водители сервиса незаконно осуществляли предпринимательскую деятельность. И Тимашевский районный суд через месяц признал сведения о совместных поездках, опубликованные на сайте, незаконными. Однако в декабре 2017 года Краснодарский краевой суд это решение отменил.
Весной 2018 года BlaBlaCar сам обратился в министерство транспорта РФ с просьбой дать в законодательстве определение понятию «совместная поездка» — карпулинг. Карпулеры хотели отделить водителей, которые предлагают поездку лишь для компенсации собственных расходов на дорогу, от коммерческих перевозчиков.
«После нашего обращения при министерстве и была собрана рабочая группа», — отмечают представители сервиса.
Однако в рабочей группе тут же появились ассоциации и объединения транспортных компаний, которым, как отмечало выше, не нравится, что BlaBlaCar отнимает у них клиентов. В итоге, как писал в августе «Коммерсантъ», перевозчики вместе с региональными чиновниками надавили на BlaBlaCar, и компания согласилась ввести ограничения для борьбы с нелегальными коммерческими перевозками. А именно — лишить водителей микроавтобусов возможности предлагать попутчикам более пяти посадочных мест без заключения с сервисом официального договора о перевозках.
Кроме того, московский департамент транспорта представил собственный законопроект, в котором предложил взимать с карпулеров налоги. Для этого предлагалось обязать пассажиров оплачивать поездки только по безналу.
Однако, как утверждает источник Инфо24, пока состоялось лишь одно заседание рабочей группы, после которого в министерстве транспорта начались кадровые перестановки и, видимо, всем стало не до BlaBlaCar. Поэтому на данный момент не ясно, получат ли реальную поддержку инициативы транспортников и региональных чиновников.
Между тем транспортные компании на обсуждениях за круглым столом не остановились. В ноябре этого года стало известно об иске межрегиональной общественной организации «Объединение автопассажирских перевозчиков». Она просила запретить деятельность сервиса на территории России, заявляя, что водители используют BlaBlaCar, чтобы избежать уплаты налогов и расходов на обеспечение безопасности пассажиров.
Из-за этого, отмечали в «Объединении», рынок автобусных перевозок несет большой ущерб из-за нерентабельности. Однако Таганский суд Москвы иск рассматривать не стал в связи с территориальной неподсудностью, предложив подать его в другую столичную инстанцию.
Также в ноябре 2018 года член комитета Госдумы по транспорту и строительству Александр Старовойтов предложил штрафовать BlaBlaCar за посредничество в деятельности нелегальных перевозчиков.
Ну и уже в декабре прокуратура Вологодской области нашла нарушения в работе партнера BlaBlaCar — транспортной компании «100 дорог». По данным прокуратуры, «100 дорог» не размещала свои предложения о поездках в BlaBlaCar, но предоставила доступ к пользователем сервиса частникам. Заместитель прокурора Череповца потребовал от директора «100 дорог» закрыть профили таких перевозчиков.
Текст: Владимир Ермолов
Источник: